По России бесплатно +7 (800) 550-37-73
Напишите нам
Заказать звонок

Интервью заместителя генерального директора по судовым энергетическим установкам завода «Волгодизельмаш» Дмитрия Попова агентству Sputnik

«В России не умеют делать судовые дизели». Неправда!

 

Одним из участников прошедшей в сентябре  в Санкт-Петербурге выставки гражданского судостроения и судоходства «НЕВА-2023» было предприятие «Волгодизельмаш» из г. Балаково Саратовской области  - производитель «энергетических установок» для судов.

 

В мире, да и в самой России, даже среди ряда специалистов в области судостроения, бытует мнение: судовые дизели страна делать не умеет. Корабельные, то есть – «военные», да! А «гражданские»…., СССР - умел, а Россия - «разучилась». И поэтому в нынешней ситуации, когда доступ России к западной продукции закрыт, надежда   -   исключительно на китайских партнёров!

Такие рассуждения, мягко говоря, лукавство. И вот - конкретный пример, опровергающий их.  

На берегах Волги существует аж с 1899 года, с времён Российской Империи,  и  довольно успешно  работает  завод. Он называется Акционерное общество «Волжский дизель имени Маминых» или АО «Волгодизельмаш».  Назван в честь основателей - русских предпринимателей братьев Якова и Ивана Маминых.  Кстати, Яков Мамин (1873-1955) известен прежде всего как инженер-механик, создатель русского дизельного двигателя, работавшего на сырой нефти (1906 г.), и одного из первых российских колёсных тракторов с  дизельным двигателем (1912 г.).

Сегодня АО «Волгодизельмаш» участвует в проектах по оснащению строящихся судов, и по модернизации уже находящихся в эксплуатации. Его продукция - главные судовые двигатели, судовые дизель-генераторы, реверс-редукторные передачи, и вообще «пропульсивные комплексы» речного и морского исполнения на базе двигателей собственного производства. Вся продукция завода сертифицирована соответствующими классификационными обществами.

В эксклюзивном интервью «Спутнику» в дни работы выставки «НЕВА-2023» заместитель генерального директора завода по судовым энергетическим установкам Дмитрий Попов рассказал:

«В советские времена наш завод выпускал дизели для маневровых тепловозов. После развала СССР предприятие перешло на выпуск дизель-генераторов и промышленных электростанций. С 2008 г.  начали заниматься «судовой энергетикой».  Это было началом поставок главных двигателей, судовых дизель-генераторов, дизель-редукторных агрегатов для комплектации речных и морских, судов, для замены отслуживших свой срок двигателей других российских и зарубежных производителей. Дело шло успешно до тех пор, пока на российском рынке не появились поставщики от китайских производителей такого оборудования, с более «выгодными» ценами. Их судостроители и судоремонтники стали брать ради сокращения издержек, хотя сами эксплуатационники считали Волжские двигатели более надёжными и долговечными. Наш завод был вынужден снова заняться преимущественно промышленными электростанциями в стационарном (контейнерном) или мобильном (на автомобильных прицепах) исполнении», а также, как и многие другие, идти на Китайский рынок за более дешевыми, но менее качественными дизелями.

Дмитрий Попов не без гордости отметил, что в 2013-2014 гг., в рамках проекта «Анти-Фуксима», именно Волгодизельмаш поставил на все российские АЭС резервные дизель-насосные агрегаты и аварийные дизель-генераторные установки мощностью до 1 МВт. А с 2016-2017 гг. направление энергоустановок для судов получило новое развитие.

«Сейчас «судовая» тема вышла на нашем предприятии на первое место, отметил Дмитрий Попов. Хочу особо подчеркнуть, что в судовых агрегатах с маркой «Волжский дизель» используются, главным образом, дизели собственного производства мощностью от 264 кВт до 1264 кВт (т.е. от 360 до 1720 л.с.). И эти двигатели могут быть как на 100% из российских комплектующих, так или с весьма небольшой долей импортных, исходя из требований Заказчиков. В дизель-генераторе мы можем применить импортный генератор, но его т.н. «адвалорная доля» в агрегате не превышает 15%. И в обоих случаях изделие признаётся российским. Минпромторг РФ уже выдал такие заключения на наши дизель-генераторы мощностью 264, 400, 500, 800 и 1000 кВт, на дизель-редукторные агрегаты мощностью 220-550 кВт. По пожеланию заказчика завод может применить и дизели китайского производства, но конечный агрегат, конечно, российским признан быть не может по причине превышения доли комплектующих иностранного производства.

Что касается непосредственно импортозамещения в российском судостроении, то Дмитрий Попов с досадой отметил следующий факт:

«До сих пор многие проектировщики, судостроители и заказчики продолжают уповать на импортное оборудование. Я не против импорта вообще, но категорически против закупок за рубежом того, что реально можно сделать внутри страны!  Да, разные российские заводы выпускают разные классы судовых дизелей: У «Волжского дизеля» – одна «линейка», у «Коломенского завода» из Московской области - другая, у завода «Звезда» (г. Санкт-Петербург) – третья, у «Уральского Дизель-Моторного» (г. Екатеринбург) - четвертая. Мы нигде не конкурируем, но все вместе мы, Российские дизелестроители, в состоянии «перекрыть» большую часть российского рынка гражданских и военных судов. И поэтому, считаю неправильным тезис: «если от нас убежала Европа, давайте покупать в Китае»… то, что у нас самих есть!»

На вопрос «Спутника», для каких типов судов подходят двигатели и прочие агрегаты «Волгодизельмаша», Дмитрий Попов ответил:

«Двигатели - практически для всех типов речных судов: буксиров-толкачей, танкеров, сухогрузов. А резервные дизель-генераторы на речных судах в России, как правило, применяются очень компактные и маломощные - на 50-100-200 кВт.  Наши - слишком мощные и габаритные для них.  Лишь на   ряде российских судов новейших проектов - сухогрузах «река-море» проектов RSD59, RSD71, контейнеровозах «река-море» проекта 00108 – могут быть применены дизель-генераторы производства АО «Волгодизельмаш» мощностью 200-300 кВт».

Конечно, главная задача, стоящая сейчас перед всей судостроительной индустрией РФ - обеспечение внутренних потребностей страны в гражданских судах и агрегатах к ним. Однако и об экспортных возможностях отрасли забывать не следует. Есть немало дружественных России стран, имеющих выходы к морю или внутренние судоходные водные пути.  Они вполне могут заинтересоваться продукцией российского судостроения. Может ли «Волгодизельмаш» предложить свои агрегаты на внешний рынок?

«Без вопросов! Ранее мы отгружали продукцию на экспорт, и сейчас продолжаем это делать – в ряд стран постсоветского пространства. Недавно заключен экспортный контракт на поставку 30 силовых агрегатов. Мы готовы работать с зарубежными странами, готовы адаптировать нашу продукцию к отличающимся от российских условиям эксплуатации, учитывать специфические требования иностранного заказчика», подчеркнул в заключение Дмитрий Попов. 

 

 

С оригинальной статьей можно ознакомится на портале sputniknews.vn по ссылке https://sputniknews.vn/20231015/dong-co-diesel-hang-hai-cua-nga-san-xuat-va-xuat-khau--25799361.html

Благодарим редакцию портала и автора статьи Дмитрия Шоркова за сотрудничество!

 

 

01.11.2023, Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

Обратный звонок
Запросить стоимость
Заявка
Связь
Запросить цену